конца 1940–1950-х годов» |
Продолжить
|
Республика Коми – субъект Российской Федерации. Столица – г. Сыктывкар. Расположена республика
на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации, частично за полярным кругом.
Климат в республике — умеренно континентальный. Зима продолжительная, холодная; лето короткое,
на юге тёплое, в северных районах прохладное.
Площадь - 416,8 тыс. км2. Площадь лесов в Республике Коми составляет 94 %.
Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 803 477 чел. (2022).
Население – многонациональное, преимущественно русские и коми. В 2021 году
Республике Коми исполнилось 100 лет.
| |
Республика Коми | ул. Коммунистическая, г. Сыктывкар. 2022 год. |
По данным переписи населения (2010) в Коми проживало около девяти тысяч белорусов.
Первые белорусы жили в регионе в 1920-х годах. Сталинская репрессивная политика привела к
высылке в Коми белорусов в 1930-е годы. В ходе развития
промышленности региона с 1950-х до 2010 года изменялась численность белорусов.
|
|
5 апреля 1997 года была создана общественная организация «Белорусская национально-культурная
автономия в Республике Коми». Постепенно в городах и районах открылось более десяти отделений.
В 1998 году при автономии был образован творческий коллектив – народный хор.
| |
Участницы хора с. Визинга и белорусского хора в Центре национальных культур. с. Визинга, Сысольский район РК. 2001 год. |
Национальный музей Республики Коми — одно из первых научных и культурно-просветительских учреждений Коми края, основан в
октябре 1911 года на базе собрания предметов этнографии, археологии, палеонтологии и небольшой библиотеки.
В музее работают 5 постоянных экспозиций и Выставочный зал. В основу экспозиции отдела этнографии положен
сказочный сюжет, разработанный на основе фольклорных материалов. Отдел природы знакомит с разнообразием
животного и растительного мира тундры и тайги. Интерактивные выставки отдела истории рассказывают о Коми крае с
древних времен до конца ХХ века. Экспозиция Литературного музея И. А. Куратова представляет историю развития языка,
письменности и литературы в регионе в XIV–XX вв. Экспозиция Дома-музея И. П. Морозова посвящена государственному,
политическому и общественному деятелю, внёсшему большой вклад в развитие Коми республики. В Выставочном зале музея
демонстрируются выставки, как из фондов музея, так и из других регионов России.
К сожалению, белорусских предметов, как и вещей других национальностей, проживающих в республике, в музее немного. |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. Дом-музей И. П. Морозова. 2. Отдел этнографии. 3. Выставочный зал, отдел природы, 4. Отдел истории. 5. Литературный музей И. А. Куратова. |
Сегодня мы познакомим вас с коллекцией текстиля, созданного Чечко (дев. Вавилиной)
Галиной Филипповной. Галина Филипповна родилась 1 мая 1922 года в селе Погост,
(совр. Озеранский с/с, Житковичский р-н Гомельской обл.).
Во время второй мировой войны, 28 апреля 1944 года, семья была угнана в Германию. Галина Филипповна
работала на кухне концлагеря г. Хемниц. В мае 1945 года концлагерь был освобожден американскими
войсками. После войны Галина Филипповна трудилась звеньевой звена, которое сеяло и пасынковало табак. В 1951 году
Министерство сельского хозяйства СССР наградило её значком «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства СССР». В 1955 году
Галина Филипповна закончила птицеводческую школу, ей была присвоена квалификация зав. птицеводческой фермой.
В 1957 году она участвовала во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и награждена медалью участника. В 1958 году
Галина Филипповна приехала в г. Сыктывкар, вышла замуж и осталась в столице Коми АССР. | |
Г. Ф. Чечко (Вавилина) с племянником. Коми АССР, г. Сыктывкар. 20.01.1958 г. |
Все вещи были изготовлены Галиной Филипповной в родном с. Погост (Туровский
р-н, Полесская область, Белорусская ССР) в 1946–1958 гг. Рукоделием она занималась вечерами после работы: вышивала,
ткала (лён в посёлке сеяли и обрабатывали самостоятельно, краска была покупная), вязала крючком.
Обращает на себя внимание разнообразие приёмов декорирования, цветовой гаммы, узоров. Коллекция особенно интересна не отдельными предметами, а как их совокупность, поскольку позволяет получить представление о народном текстиле Восточного Полесья послевоенного десятилетия, ткачестве и вышивке. В 2019 году, после смерти Галины Филипповны, её дочь – Ясманович Тамара Владимировна - в память о матери передала коллекцию в Национальный музей Республики Коми. |
Многоремизное ткачество
«Разнообразны по техникам исполнения и орнаментике ткани Восточного Полесья. Наряду с браным ткачеством здесь широко
используются четырёхнитовое и восьминитовое двухуточное, а в ХХ в. – различные виды перебора»1.
Из тканых изделий в коллекции – отрез холста, 6 полотенец и покрывало. Полотенца изготовлены из отбелённого и некрашеного льна, иногда с включением покупных нитей. Основные узоры тканей – геометрические фигуры и стилизованные цветы. Узоры на разных полотенцах не повторяются. По краям добавлены узкие полосы из цветных нитей – красных, синих, чёрных. Завершением 5 полотенец служит вязаное крючком из белых хлопчатобумажных нитей кружево. Выполненная в данной технике ажурная кайма была наиболее доступна по материалам и проста по технике изготовления. Покрывало сшито из двух сотканных отдельно половин с симметричным орнаментом, цвета нитей – белый и зелёный. 1Сахута Е. М. Народное искусство Беларуси: традиции, современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. Минск, 1999 г. |
Холст. Льняные нити, многоремизное ткачество. Размер: 45,5х345 см. |
Полотенце. Льняные нити, х/б нити, многоремизное ткачество. Размер: 32х154 см. |
Полотенце. Льняные нити, х/б нити, многоремизное ткачество, вязание крючком. Размер: 36,5х195 см. |
Полотенце. Льняные нити, х/б нити, искусственный шёлк, многоремизное ткачество, вязание крючком. Размер: 29х156 см. |
Полотенце. Льняные нити, х/б нити, многоремизное ткачество, вязание крючком. Размер: 32х305 см. |
Полотенце. Льняные нити, х/б нити, многоремизное ткачество, вязание крючком. Размер: 33х328 см. |
Полотенце. Льняные нити, х/б нити, многоремизное ткачество, вязание крючком. Размер: 34х312 см. |
Покрывало. Льняные нити, х/б нити, многоремизное ткачество. Размер: 128х207 см. |
Вышивка
«Разнообразие приёмов и колористики, широкое применение растительных узоров характерно для вышивки,
которая в последнее столетие эволюционировала от монохромного (красного) геометрического шитья набором
к растительным красно-чёрным крупным мотивам в технике крестика, а в послевоенное время – полихромной
глади растительного характера»1.
Вышитые предметы коллекции: 4 полотенца, 8 занавесей на кровати – подзоров, накидка. Наиболее старинный тип вышивки, из представленных, ставший особенно популярным на рубеже XIX и ХХ вв. и долгие годы остававшийся любимым – так называемый «брокаровский узор», выполняемый по печатным схемам. Изначально не связанные с традицией псевдонародные орнаменты полюбились жителям разных местностей и стали частью народной культуры. Вышивали узор простым крестом преимущественно нитями красного и чёрного цветов. Одно полотенце коллекции является примером сочетания ткачества и такой вышивки: на некрашеном льняном холсте полотняного переплетения изображена вышитая ваза с цветами. Так же украшено белое фабричное полотенце: крупная ветвь с розами дополнена пышной гирляндой снизу. Свободной цветной гладью с элементами тамбурной вышивки, по моде 1950-х годов, выполнены 2 полотенца, 4 подзора и накидка. Орнамент растительный, представляет собой сочетание цветов, ягод и листьев. Особенно интересно полотенце, вышитое по ткани с логотипом немецкой текстильной фабрики «Jung & Simons, Zwickau». Ажурным шитьем «ришелье» белым по белому украшены 4 подзора. 1Сахута Е. М. Народное искусство Беларуси: традиции, современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. Минск, 1999 г. |
Полотенце. Льняные нити, ткачество, вышивка крестом. Размер: 32х154 см. |
Полотенце. Ткань, нити, вышивка крестом, вязание крючком. Размер: 41х334 см. |
Полотенце. Ткань, нити, вышивка гладью и тамбурным швом, вязание крючком. Размер: 41,5х186 см. «Jung & Simons, Zwickau» — немецкая текстильная фирма. |
Полотенце. Ткань, нити, вышивка гладью и тамбурным швом, вязание крючком. Размер: 38х194 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка «ришелье». Размер: 79х107 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка «ришелье». Размер: 78х106 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка «ришелье». Размер: 79х100 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка «ришелье». Размер: 79х57 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка «ришелье». Размер: 79х57 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка гладью, вязание крючком. Размер: 106х72,5 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка гладью, вязание крючком. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка гладью, вязание крючком. Размер: 166х190 см. |
Подзор. Ткань, нити, вышивка гладью, вязание крючком. Размер: 84х67,5 см. |
Накидка. Ткань, нити, вышивка гладью, вязание крючком. Размер: 77х87 см. |
Источники:1. Историко-культурный атлас Республики Коми , М., 1997 г.2. Самар И. Андрей Лазицкий: «Статус «батьки» у нас еще надо заслужить!» // Регион. Журнал о Республике Коми. URL: https://ourreg.ru/2019/06/28/andrej-lazickij-status-batki-u-nas-eshhe-nado-zasluzhit/ (дата обращения: 08.08.2022). 3. Сахута Е.М. Народное искусство Беларуси: традиции, современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. Минск, 1999 г. |
Вернуться в начало
|
Вернутся